МОРОЗОВА Елена Ивановна


профессор, доктор филологических наук

профессор кафедры английской филологии

факультета иностранных языков

Харьковского национального университета имени В.Н. Каразина

пл. Свободы 4, Харьков 61022, Украина

Образование и квалификация

2011 ученое звание профессора

2008 ученая степень доктора наук; диссертация на тему "Лингвальные аспекты лжи как когнитивно-коммуникативного образования (на материале современного английского языка)" защищена в Киевском национальном лингвистическом университете, Украина

1989 ученое звание доцента

1985 ученая степень кандидата наук; диссертация на тему "Функционально-семантическая корреляция имени прилагательного и глагола в современном английском языке" защищена в Киевском государственном университете имени Т.Г.Шевченко (сегодня Киевский национальный университет имени Т.Г. Шевченко), Украина

1980 – 1984 обучение в аспирантуре в Киевском государственном университете имени Т.Г. Шевченко (сегодня Киевский национальный университет имени Т.Г. Шевченко), Украина

1970 – 1975 обучение на факультете иностранных языков

Харьковского государственного университета имени А.М. Горького (сегодня Харьковский национальный университет имени В.Н. Каразина); диплом филолога, преподавателя английского языка и литературы (с отличием)

Профессиональная деятельность

43 года работы по специальности на кафедре английской филологии факультета иностранных языков Харьковского национального университета имени В.Н. Каразина

(ранее Харьковского государственного университета имени А.М. Горького)

2009 – по наст. времяп рофессор кафедры английской филологии

2000 Фулбрайтовский профессор (США, Аризонский ун-т)

1987– 2009 доцент кафедры английской филологии

1986 – 1987 старший преподаватель кафедры английской филологии

1978 – 1986 преподаватель кафедры английской филологии

1975 – 1978 преподаватель с почасовой оплатой, лаборант кафедры

английской филологии

Преподаваемые курсы

Лекционные:

  • TheoreticalGrammarofEnglish / Теоретическая грамматика английского языка (для студентов IV курса)
  • Cognitive/communicativeapproachtoanalyzingtheEnglishlanguage / Когнитивно-коммуникативный подход к анализу английского языка (для студентов V курса)
  • FundamentalsofCognitiveLinguistics / Основы когнитивной лингвистики (для аспирантов)
  • TheoreticalGrammarofEnglish / Теоретическая грамматика английского языка (для аспирантов)
  • Ecolinguistics / Эколингвистика (для аспирантов)

Практические:

  • SpokenEnglish / Устная практика английского языка (V курс)
  • AcademicWriting / Академическое письмо (аспиранты)

Защищенные под руководством диссертации

1993 Малимонова Н.В.

1996 Старцева Н.Н.

2001 Пироженко О.Г.

2004 Потапова Е.И.

2011 Пшеничных А.Н.

2015 Носолевская В.Л.

Научные интересы

Область научных интересов – когнитивная лингвистика, дискурсология, эколингвистика, проблемы речевого воздействия. Проблематика связана с концептуальными структурами и операциями, лежащими в основе употребления языка, с одной стороны, и мыслекоммуникативной деятельностью (дискурсом), с другой. Исследования направлены на сближение этих областей лингвистического знания с тем, чтобы теоретические построения служили достижению практических целей (обучение иностранному языку, убеждение, противостояние обману и манипуляции)

Вопросы, над которыми ведется работа: как язык связан с интерпретационной деятельностью человека, как мы извлекаем из вербальных и невербальных знаков значения и смыслы и как оперируем ими; каким образом эти процессы влияют на конструирование идентичностей окружающих нас людей, в зависимости от того, что они говорят и, особенно, как они это говорят; каким образом человек конструируетсобственную идентичность как репертуар дискурсивных ролей и позиций, с акцентированием роля языка в этом процессе; каким образом углубление наших представлений о конструировании личности в дискурсе способно продвинуть вперед теорию и оптимизировать практику преподавания иностранного языка.

Гранты

2000индивидуальный грант программы академических обменов имени Фулбрайта

(Аризонский ун-т, г. Тусон, США)

2000индивидуальный грант по программе Сороса «ResearchSupportScheme»

2015-2018участникколлективногогранта "Crisis, conflict and critical diplomacy:

EU perceptions in Ukraine and Israel/Palestine", фондЖанаМоне

Членство в профессиональных и общественных организациях

  • Эксперт МОН Украины (секция 21: Литературоведение, искусствоведение, языкознание)
  • Член специализированного совета по защите диссертаций Д 64.051.27 в Харьковском национальном университете имени В.Н. Каразина
  • Українське фулбрайтівське коло / UkrainianFulbrightCircle (общественная организация выпускников программы имени Фулбрайта в Украине)
  • УАКЛиП / Украинская ассоциация когнитивной лингвистики и поэтики (научное общество)
  • Ассоциация славянских, восточноевропейских и евроазийских студий / AssociationforSlavic, EastEuropean, andEurasianStudies (ASEEES) (научное общество)
  • Международная ассоциация гуманитариев (МАГ) (научное общество)
  • Член редколлегии научных изданий: Вестник Харьковского национального университета имени В.Н. Каразина; международного электронного сборника по филологии "Когниция. Коммуникация. Дискурс"

Основные научные труды

1.Ложь как дискурсивное образование: лингвокогнитивный аспект: Монография.Харьков: Экограф, 2005. 300 с.

2.Діяльнісний стиль мислення у лінгвістичних дослідженнях. Вісник Харківського національного університету. Серія Романо-германська філологія. 2008. № 811. С. 41-45.

3.Семиологические игры и парадоксы в дискурсе. Вісник Харківського національного університету. Серія Романо-германська філологія. 2008. № 837. С. 60-63.

4.OBJET PETIT a: лінгвістичний ракурс. Вісник Київського національного лінгвістичного університету. Серія Філологія. 2009. Т. 12, № 1. С. 25-30.

5.Паралаксні об’єкти в лінгвістиці. Вісник Київського національного лінгвістичного ун-ту. Серія філологія. 2009. Т.12. №3. С.5-9.

6.Когнітивні моделі ситуації в лінгвістичних студіях. Нова філологія: Зб. наук. пр. – Запоріжжя: Вид-во Запоріжськ. нац. ун-ту, 2010.Вип. 41.С. 75-84.

7.Конфигурационная модель вербализованного концепта. Нова філологія: Зб. наук. пр. Запоріжжя: Вид-во Запоріжськ. нац. ун-ту, 2010.Вип. 42.С. 150-156.

8.Мировоззренческие параллели в трактовке содержания терминов «дискурс»,«контекст», «ситуация». Вісник Харківського національного ун-ту. Серія Романо-германська філологія.2010. №897. Вып. 62. С.99-105.

9.Дискурс як комунікативна подія. Науковий вісник Волинського національного ун-ту імені Лесі Українки. Сер. Філологічні науки. Мовознавство. 2010. № 7.С.134-138.

10.Фреймовые структуры знаний в языке и дискурсе.Науковий вісник Херсонського державного ун-ту. Серія “Лінгвістика”: Зб. наук. пр.Херсон: Вид-во Херсонськ. держ. ун-ту, 2010. Вип. 11.С.268-272.

11.Ризоморфність дискурсних реалізацій неправди. Нова філологія: Зб. наук. пр. Запоріжжя: Вид-во Запоріжськ. нац. ун-ту, 2010.Вип. 43.С. 99-103.

12.Комбінаторна семантика дієслова lie. Нова філологія: Зб. наук. пр. Запоріжжя: Вид-во Запоріжськ. нац. ун-ту, 2011. Вип. 47.С. 97-102.

13.Stance: позиція суб’єкта дискурсивної діяльності. Вісник Київського національного лінгвістичного ун-ту. Серія філологія. 2011. Т. 14. №1.С. 87-93.

14.Когнитивно-коммуникативный подход к пониманию природы значения. Нова філологія: Зб. наук. пр. Запоріжжя: Вид-во Запоріжськ. нац. ун-ту, 2012.Вип. 54.С. 187-190.

15.Дистанцирование как способ вторичного конструирования эмотивных смыслов. Вісник Київського національного лінгвістичного ун-ту. Серія філологія. 2012. Т.15. №2. С. 111-117.

16.Современные научные программы исследования языка. Вісник Харківського нац. ун-ту імені В.Н.Каразіна. Серія філософія. Філософські перипетії. 2013. № 15.С. 32-37.

17.Speech Manipulation in a Multi-Party Interactive Field. Вісник Київського національного лінгвістичного ун-ту.Серія філологія. 2013. Т. 16, №2.С. 84-91.

18.Лингвокогнитивные механизмы и дискурсивные эффекты дистанцирования говорящего. Нова філологія: Зб. наук. пр. Запоріжжя: Вид-во Запоріжськ. нац. ун-ту, 2014.Вип. 66.С. 134-145.

19.Lying as a Parallax Stance. Towards the Ecology of Human Communication [Ed. by M. Bogusławska- Tafelska, A. Drogosz.] Cambridge Scholars Publishing, 2015. P. 241-249.

20.Модифікації базової тональності неправдивих висловлень. Записки з романо-германської філології [ред. І.М.Колегаєва]. Одеський національний університет імені І.І.Мечникова: ф-т романо-германської філології. Вип. 1(34). Одеса: КП ОМД, 2015. С. 108-114.

21.Екологічний підхід до аналізу неправдивих висловлень. Мовні і концептуальні картини світу. Вип.55. Київ: ВПЦ «Київський університет». 2015. С.258-266.

22.Monomodal and multimodal instantiations of conceptual metaphors of Brexit. LEGE ARTIS Language yesterday, today, tomorrow. Vol. II. No 2. 2017. P. 250-283.

23.Transparency Across Semiotic Modes: An Ecological Stance. Language – Literature – the Arts: A Cognitive-Semiotic Interface / Ed. by Elżbieta Chrzanowska-Kluczewska, Olga Vorobyova. – Frankfurt am Main: Peter Lang, 2017. P.49-68.

24.Analytical Reading: Fields Of Vision: підручник з аналітичного читання для студентів і курсу кафедри англійської філології факультету іноземних мов. Харків: Вид-воХНУіменіВ. Н. Каразіна, 2017. 262 с. (Співавтори: СамохінаВ.О., ЛегейдаА.В.).

25.Экологизм как альтернатива антропоцентризму в лингвистических исследованиях. Doctrinamultiplex, veritasuna/ Учень багато, істина одна: Зб. праць до ювілею І.Р.Буніятової. Київ: Ун-т імені Б. Грінченка, 2018. С.219-230.

26.Linguoecoloical approach to capturing concepts: a case study of transparency. Accents and Paradoxes of Modern Philology. 2018. Iss.2. P. 32-51.

27.The influence of context on the metaphoric framing of the European Union in Ukrainian mass media. Cognition, Communication, Discourse. 2018. No17. Р. 141-154.

Контактная информация

Адрес:ауд. 7-78, пл. Свободы, 4, Харьков, 61022

Телефон:(057) 707-55-04

E-mail:elena.i.morozova@gmail.com

elena.i.morozova@karazin.ua

ORCID: 0000-0002-7223-0337

Scopus Author ID: 57197715302