Научная деятельность


На факультете работают 65 кандидатов и 14 докторов наук, привлечение сотрудников к научной работе является почти стопроцентным. Объектом исследований выступают языковые единицы и речевые явления германских, романских и восточных языков, рассматриваются во многих аспектах в контексте различных методологических парадигм.

За годы работы на факультете сформировались научные школы, в рамках которых можно выделить основные направления лингвистических и лингводидактических исследований, отражающих общие тенденции в развитии ряда наук. Среди них представлены как относительно новые направления (когнитивно-дискурсивный), так и имеющие давние традиции (лингвостилистика, переводоведение, педагогика и методика обучения иностранным языкам).

Факультетом выполняется межкафедральная тема утверждена Министерством образования и науки, молодежи и спорта Украины, «Когнитивно-дискурсивные исследования языка как регулятора социального поведения», номер госрегистрации 0111U010009, которая предусматривает обоснование деятельностной теории дискурса как методологической основы исследований лингвальной регулятивности, разработку деятельностной методики когнитивного моделирования дискурса, развитие деятельностной методики анализа вербализованной когнитивных структур.

Актуальность тематики, высокий уровень исследований, теоретико-методологическая компетентность специалистов обусловливают их признание в стране и за ее пределами, привлечение к оппонированию кандидатских и докторских диссертаций, членство в специализированных ученых советах и АН ВШ Украины, международных научных ассоциациях (преподавателей английского языка IATEFL, исследований английского языка USSE, исследований немецкого языка UDGV), партнерство с профилирующими кафедрами вузов других городов, участие в редколлегиях сборников научных трудов, участие в конференциях, их соорганизация. Ежегодно сотрудники факультета имеют более 200 выступлений на всеукраинских и международных (в том числе в дальнем зарубежье) научных мероприятиях.

Факультет является организатором ряда признанных в Украине и за границей конференций:

  • Международная научная конференция «Каразинские чтения: Человек. Язык. Коммуникация»;
  • Международный научный форум «Современная англистика и романистика»;
  • Всеукраинская научная конференция «Актуальные проблемы переводоведения и методики обучения переводу»;
  • Международная научная конференция «Когнитивно-прагматические исследования языков профессионального общения»;
  • Научная конференция германистов «Германистика в XXI веке: когнитивная, социо- и прагмалингвистика»;
  • Международная научно-методическая конференция «Методические и психолого-педагогические проблемы преподавания иностранных языков на современном этапе»;
  • Международная научная конференция «Современные подходы к обучению иностранному языку: пути интеграции школы и вуза»;
  • Межвузовская школа-семинар «Новые подходы к изучению иностранного языка»;
  • Международная студенческая научная конференция «

Постоянная активизация научного поиска отражается на количестве публикаций сотрудников факультета, постоянно растет и в последние годы достигает 700 единиц печатной продукции в год, включая статьи в профессиональных изданиях, материалы конференций, монографии (10 за последние 5 лет, в том числе 1 опубликована за рубежом). К числу собственных изданий факультета относятся «Вісник Харківського національного університету імені В.Н. Каразіна. Серія Філологія», международный сборник научных трудов «Когніція. Комунікація. Дискурс» (сборники внесені в перечень профессиональных изданий ГАК Украины, 3–5 выпусков в год), 5 сборников студенческих научных работ ежегодно, сборники материалов конференций (всего 14 в год).

С 1996 года на факультете работает Специализированный ученый совет К64.051.16 по защите кандидатских диссертаций по специальности 10.02.04 — «Германские языки». Председатель — доктор филологических наук, профессор И.С. Шевченко, ученый секретарь — доктор филологических наук, профессор Л.В. Солощук. Ежегодно происходит до 20 защит, за последние 5 лет в совете защитили кандидатские диссертации 20 сотрудников факультета.

Ежемесячно на факультете проводится межвузовский «Лингвистический семинар», являющейся объединенным заседанием кафедр факультета и кафедр иностранных языков других вузов города. Задача «Лингвистического семинара» заключается в том, чтобы предоставить соискателям и аспирантам университета и других вузов Украины возможность доложить о своей работе, провести апробацию своего исследования и получить помощь в выяснении научных вопросов.

Многовекторной есть и международное научное сотрудничество факультета иностранных языков: выполнение коллективного гранта в рамках программы «Содействие развитию германистики в странах Центральной и Восточной Европы», индивидуальных грантов фондов Р. Боша, Фулбрайта, Германской службы академических обменов DAAD, правительства Франции. Факультетом подписаны соглашения о сотрудничестве с зарубежными университетами-партнерами Белгородским государственным университетом (Россия), Приднестровским государственным университетом (Молдова), Университетом Фридриха Александра Эрланген-Нюрнберг (Германия). В рамках этих договоров с 2003 года приглашены ведущие зарубежные лингвисты (в частности доктор филологических наук, профессор В.И. Карасик (Россия), профессор Д.Вандервекен (Канада) и другие), которые проводят лекции и школы-семинары на факультете иностранных языков, публикуют статьи в «Вестнике».

Приобретают популярность новые формы организации научной деятельности:

  • проведение онлайн-конференций (межвузовская студенческая научная конференция «Современные тенденции в науке» в онлайн-режиме в марте-апреле);
  • издание электронного журнала «Когниция. Коммуникация. Дискурс», который имеет международную редколлегию и авторский состав (Украина, Россия, Германия, США), режим доступа: http://sites.google.com/site/cognitiondiscourse/;
  • публикации в других электронных изданиях.

Согласно полученным результатам проводится планомерное внедрение результатов лингвистических исследований в учебный процесс в виде создания методических рекомендаций и учебных пособий, использование новейших ТСО в учебном процессе.